Построение системы стратегического управления (ССтУ) маргаринового завода
Клиент
Региональный Маргариновый завод, созданный в начале семидесятых годов. Завод
снабжает масложировой продукцией полумиллионный город и ближайшие районы.
Выпускаются маргарины различных марок и фасовок, майонезы, горчицы. Производится рафинированное и нерафинированное подсолнечное масло.
Проблема / постановка задачи
Завод столкнулся с рядом проблем, которые, с одной стороны, начали тормозить его развитие, а с другой – создавать угрозы стратегического характера.
Система управления, сформированная еще в советское время, имела ряд серьезных проблем, которые были выявлены и исследованы в ходе организационной диагностики. Одной из корневых проблем, порождающей множество других, было то, что на Заводе отсутствовала система стратегического управления. Не было и самой стратегии, пусть даже и обновляемой на несистематической основе.
Отсутствие стратегии:
- затрудняло планирование и постановку как целей для всего Завода, так и для его подразделений;
- делало практически невозможной мотивацию по результатам, формируя в целом равнодушное отношение коллектива;
- позволяло каждому топ-менеджеру самому решать, «что такое хорошо, и что такое плохо» для Завода и выстраивать деятельность во вверенных ему подразделениях исходя из своих личных (кое-где – корыстных) соображений;
- порождало постоянные конфликты и создавало много других весьма ощутимых неприятностей.
Поэтому на основе результатов организационной диагностики Генеральным директором было принято решение создать систему стратегического управления. Задачами консультантов было:
- разработать организационный механизм (т. е. систему стратегического управления);
- в режиме коучинга сопровождать начальный цикл его функционирования (т. е. следить и содействовать процессу разработки стратегии, проводя обучение и участвуя в заседаниях Стратегического комитета).
Под системой стратегического управления Компании понимается организационный механизм, представленный совокупностью взаимосвязанных процессов, соответствующего регламентного и ресурсного обеспечения, и выполняющий две основные функции:
- стратегическое управление Компанией;
- обеспечение собственной работоспособности (поскольку он не имеет «надсистемы»).
Выполненные работы
Логика проектных исследований представлена на рисунке.
В ходе проекта были проведены следующие работы:
1. Сформулированы требования к системе стратегического управления (ССтУ).
2. Разработка процессной модели с использованием стандарта IDEF0.
Пример: А1 «Обеспечение работоспособности ССтУ»
Пример: А2.5 «Стратегический мониторинг»
3. Разработка модели регламентного обеспечения. При этом на основе построенной ранее процессной модели:
- определен состав правил, которые необходимы для функционирования ССтУ;
- проведено укрупнение правил для определения состава регламентных документов ССтУ;
- определено необходимое и достаточное содержание всех регламентных документов;
- создан реестр регламентных документов.
4. Разработка модели структурно-кадрового обеспечения. При этом на основе построенной ранее процессной модели:
- определен состав ресурсов, необходимых для функционирования ССтУ;
- ресурсы объединены в группы, что позволило сформировать оргструктуру ССтУ;
- построена матрица распределения ответственности по процессам;
- определены квалификационные требования к участникам ССтУ.
5. Разработка модели и регламента информационного обмена между участниками ССтУ и другими подразделениями Завода:
- определено, кто, какую информацию, в каком виде и с какой периодичностью передает;
- определена структура информационной базы ССтУ.
6. Разработка регламентных документов ССтУ: положений, регламентов, методик и руководств (всего 15).
7. Начальное обучение участников Стратегического комитета. Сопровождение начального периода функционирования ССтУ.
Длительность разработки системы стратегического управления составила 4 месяца. Сопровождение (с постепенным «отдалением» консультантов) осуществлялось в течение 10 последующих месяцев.
Основные результаты
1. Завод получил функционирующий организационный механизм (ССтУ), позволяющий на системной основе осуществлять стратегическое управление: исследование рынков, выявление и оценку стратегических инициатив, разработку проектов развития, постановку целей и контрольных показателей.
2. Разработан полный комплект регламентных документов, определяющих правила выполнения процессов стратегического управления. Он позволяет вводить новых участников в процесс и заменять выбывающих, что делает ССтУ независимой от конкретных исполнителей. При этом обеспечивается воспроизводимость результатов, т. е. управление становится не «ежедневным подвигом», а технологией, которую можно изменять и улучшать.
3. Изменилось мышление и существующая на Заводе управленческая практика. Совещания руководства стали гораздо более конкретными, и на них стало видно, какие департаменты не выполняют свои обязательства перед другими, разрывая цепь планирования, нарушая повестку и данные на предыдущем заседании обещания. Ясное понимание стратегии и необходимых процессов привело к тому, что Завод избавился от некоторых топ-менеджеров, не работающих на стратегию.
4. На Заводе начали думать над развитием, а не только над текущими финансовыми показателями.