Альтернативный подход: система сбалансированных показателей (ССП)

 

После определения базисной стратегии дальнейшая разработка стратегии организации может проводиться двумя альтернативными путями.

Первый путь предполагал дальнейшее определение рыночной и функциональных стратегий. В результате этого подхода подразделения организации, построенной по функциональному признаку, получали «свои роли» в общей стратегии.

Второй путь предполагает продолжение разработки стратегии с использованием т. н. Системы сбалансированных показателей, ССП (Balanced Scorecards, BSc). Наиболее популярный вариант этого подхода предложили Д. Нортон и Р. Каплан.

Результаты такой разработки представляются в виде межфункциональных стратегических инициатив или проектов и системы управления, ориентированной на мотивацию достижения и мониторинг реализации стратегии.

Основная идея ССП проста: управлять компанией предлагается не только по финансовым показателям, но и по показателям, характеризующим иные сферы организации.

Авторы предложили выделить четыре таких сферы и назвали их проекциями:

  • Финансы: традиционные финансовые измерители: рентабельность активов и инвестиций, стоимость компании, валовая прибыль.
  • Клиенты: место компании на рынке относительно конкурентов, отношений с покупателями, потребительской ценности реализуемых товаров или услуг на рынке. В этой перспективе собираются цели, которые отвечают за взаимодействие компании с внешним миром.
  • Процессы: то, как функционирует компания с организационной и технической точек зрения.
  • Потенциал: внутренняя инфраструктура – нематериальные активы, которые являются или будут являться базой для долгосрочного развития компании. Это человеческий капитал, который представляет совокупность знаний, умений и ноу-хау; информационный капитал, отождествляющий информационную систему компании; и организационный капитал, который определяется через гибкость организационной структуры и способность компании к изменениям.

Авторы предположили, что в каждой проекции должно быть определено порядка пяти целей (целевых значений показателей), и что все выбранные показатели должны быть логически связаны на основе принятой стратегии.

bscproj

Рис. Концепция ССП

Создав эту систему показателей, и определив связи между ними, можно «отбалансировать» их значения. Система причинно-следственных связей между показателями называется стратегической картой, а набор показателей верхнего уровня – корпоративной счетной картой.

bscstmap Рис. Стратегическая карта (стратегия во взаимосвязях)

На основе стратегической карты разрабатываются т. н. стратегические инициативы. Это проекты, которые обеспечивают взаимосвязанное достижение целевых значений показателей.

В дальнейшем эти показатели «каскадируются» в структурные подразделения в виде индивидуальных счетных карт. При этом каждое подразделение (и сотрудник) получает «в управление» те показатели, которые реально зависят от его усилий. Этим можно обеспечить, что каждое подразделение и каждый сотрудник получат ясные показатели, как именно они (а не «все вместе») участвуют в выполнении стратегии. Каскадированные показатели нередко называют «ключевыми показателями эффективности» (КПЭ, KPI).

Заметим, что технология построения ССП предполагает множество вариантов. Также надо понимать, что сама ССП не заменяет стратегию, а лишь особым образом упорядочивает процесс разработки стратегии и служит инструментом контроля исполнения стратегии.

 

 

Чтобы сделать первый шаг, напишите вопрос в форме обратной связи, щелкнув по виджету справа внизу страницы или через меню «О компании – Контакты – Задать вопрос».

Это бесплатно и ни к чему не обязывает. 

 

 

 

к стратегии  arred

 


 

Для принятия решений:

Опыт ABS Group в области разработки стратегий

Политика ABS Group при проведении консультационных проектов

 

Для сведения:

 

Мы с удовольствием ответим на ваши вопросы.