Спиральная динамика как инструмент диагностики и постановки целей развития корпоративной культуры организации
Зачем руководителю читать эту статью
Доводилось ли вам менять свою организацию? Наверное, когда-то вы искренне желали построить гуманистическую, красивую, инновационную, адаптивную, эффективную или как-то по-иному «правильную» организацию. Вы слышали и читали про самоуправление, вовлеченность персонала, управление талантами, Agile-трансформацию и многое другое. И даже пытались что-то сделать. Что-то на время удавалось, но потом все возвращалось на круги своя. Почему? Иногда вам хотелось внедрить какой-то управленческий инструмент, но дело не шло или заканчивалось явной имитацией, подменой и искажением смыслов.
Почему? Чего не хватало вашей организации и коллективу чтобы успешно применить это?
Куда развивать организацию в ее текущем состоянии? Какие следующие шаги имеют шансы на успех, а какие - точно нет?
Какие технологии управления и при каких условиях можно внедрять?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в статье.
В статье рассматриваются базовые положения теории спиральной динамики, характеризуются 8 уровней развития сознания и соответствующие им корпоративные культуры и системы управления. Рассматривается проблема постановки нереалистичных целей развития организации, определяется логика ее решения. Демонстрируется применимость спиральной динамики для диагностики и постановки реалистичных целей развития организации.
Содержание
1. Базовые идеи Спиральной динамики
2. Модели лидерства и технологии управления
3. Культура как фильтр персонала
4. О целях развития или почему «менеджмент в России не работает»
6. Что делать
В ходе развития организации неизбежно возникает необходимость принимать решения о том, какой она должна быть в плане ценностей, корпоративной культуры, технологий управления и иных аспектов внутреннего устройства. Иногда эти решения принимаются таким образом, что ухудшают существующее положение или создают угрозу самой организации.
Осознанное применение идей Спиральной динамики (далее - СД) позволяет значительно снизить указанные риски.
Методом исследования послужило наблюдение автора – выявление областей комфортной применимости аппарата СД при проведении ряда консультационных проектов.
1. Базовые идеи Спиральной динамики
Индивидуальное или коллективное сознание (отдельные люди, коллективы и целые страны) проходят в своем развитии ряд этапов в строго определенной последовательности. Каждый этап описывается своим архетипом – «ценностным мемом», цМемом. цМем – это набор установок (ценностей, смыслов), определяющий менталитет, картину мира, восприятие, выборы и поступки индивида или коллектива. цМемы обозначаются цветами.
Итак, «ценностной мем» (цМем) – устойчивая приоритетно-смысловая конструкция, определяющая способ мышления и восприятия явлений (менталитет, тип сознания, картину мира).
«Он (ценностной мем) представляет собой, во-первых, основные понятия, которые формируют системы и направляют поведение человека. Во-вторых, он оказывает воздействие на все жизненные выборы в качестве основы для принятия решений. В-третьих, каждый цМем может проявляться как в здоровой, так и нездоровой форме. В-четвёртых, цМем представляет собой дискретную структуру мышления, а не просто набор идей, ценностей или мотивов. В-пятых, с изменением условий жизни (состоящих из исторических времён, географического места, экзистенциальных проблем и социальных обстоятельств), он может загораться ярче или тускнеть» [2].
Каждый очередной цМем характеризуется более сложным мышлением и включением навыков предыдущих цМемов.
СД постулирует существование восьми уровней развития сознания – «ценностных мемов», строгую очередность их прохождения, вложенность, характер взаимодействия, возможность поступательного развития и скачкообразного регресса систем, ряд правил и инструментов организационного дизайна [2].
Каковы эти цМемы / способы мышления?
Рис. 1. Ценностные мемы
цМемы обозначаются цветами, они представлены в Табл. 1. В столбце «Картина мира» кратко описывается восприятие действующих условий жизни носителем цМема. В столбце «Корпоративные ценности» перечисляются коллективные ценности, практики и явления, порождаемые соответствующим сознанием. Также, характеризуя корпоративную культуру, мы воспользуемся идеей М. Розина описывать культуры вопросом «почему мы так поступаем?», - ответы даются в кавычках перед перечислением ценностей по [3].
Раскрывая свойства каждого цМема, мы будем перечислять их от здоровых (более позитивных) к нездоровым (негативным). Однако никакой из цМемов не является ни плохим, ни хорошим. Можно говорить лишь о конкурентоспособности цМема в конкретных ситуациях или условиях жизни.
Картина мира | Корпоративные культуры и ценности |
---|---|
Бежевый - культура ВЫЖИВАНИЯ | |
Выживание одиночки во враждебной среде. Приоритеты – жизнеобеспечение, базовые потребности. | Организационного соответствия нет. Неспособность объединяться с другими. |
Фиолетовый - культура ПРИНАДЛЕЖНОСТИ | |
Вместе лучше, чем в одиночку. Племя – группа своих в непонятном враждебном мире. Традиции и ритуалы. Изгнание из племени воспринимается как катастрофа. | «Почему мы так поступаем?» - «У нас так принято»: дружба, защищенность, традиции, ритуалы, соборность, семья, принадлежность к группе, связь, отношения, покорность, конформизм, отрицание изменений и развития, сплетни, межличностные конфликты. |
Красный - культура СИЛЫ | |
Мир – это джунгли, его можно изменить силой. Герой вершит и командует, сторонники идут следом, слабые прислуживают. | «Почему ..?» - «Я так сказал»: энергия, инициативность, героизм, смекалка, свободная воля, власть, демонстрация своего превосходства и неприятие превосходства других, зоны влияния, межгрупповые конфликты, эгоизм, игнорирование интересов других, доминирование, эксплуатация, произвол, импульсивность, краткосрочное мышление, поверхностность, обвинение всех кроме себя, отсутствие чувства вины и стыда. |
Синий - культура ПРАВИЛ | |
Организация – сила для изменения мира. Высшая сила, империя, церковь, иерархия, система сильнее героя, она контролирует, организует и подчиняет мир. | «Почему ..?» - «Таковы правила»: правда, идеалы, смысл, стабильность, точность, порядок, верность, долг, иерархия, структура, подчинение, дисциплина, вина, контроль, грех, самопожертвование, косность, вязкая бюрократия, враждебность к чужим правилам. |
Оранжевый - культура УСПЕХА / РЕЗУЛЬТАТА | |
Мир дает возможности и ресурсы, - используя их, добиваешься большего. Предприимчивый первым видит возможности, использует их и выигрывает. | «Почему ..?» - «Это дает результат»: успех, рациональность, эффективность, улучшение, гибкость, краткосрочные цели, вызов, соревнование, вера в себя, инициатива, предпринимательский дух, готовность к риску, престиж, личные достижения, гонка на выбывание, стресс, бездуховность, демонстрация превосходства, цинизм, погоня за прибылью, потеря смысла. |
Зеленый - культура СОГЛАСИЯ | |
Мир – разный и большой; важны счастье и потребности каждого. «Мы вместе» - совместно менять мир к лучшему и жить счастливо. | «Почему ..?» - «Мы об этом договорились»: терпимость, признание разного, консенсус, приспособление, гармония, диалог, участие, равенство, общность, забота о мире, демагогия, вязкость, низкая энергетика. |
Желтый - культура СИНТЕЗА / ТВОРЧЕСТВА | |
Мир – хаотичный поток изменений, изменчивость и неопределенность являются нормой. Самореализация – возможность каждому найти свое счастье вместе с другими. |
«Почему ..?» - «За этим будущее»: индивидуум, самореализация, глобальность мышления и решений, творчество, видение, открытость изменениям, доверие интуиции, обучение, гибкость, способность действовать в рамках всех предыдущих цМемов, отстраненность, жестокость. |
Бирюзовый - культура ХОЛИЗМА | |
Мир – хрупкая, тонко сбалансированная система сил, находящихся в руках человечества. Коллективная самореализация в динамичной связанной среде. |
Глобальная гармония, целостное понимание, экологическая этика, ассоциирование себя с миром, трансграничные общества, коллективный разум, самоорганизация. |
Также в [2] обозначается еще один, «коралловый» цМем, который в настоящее время не проявлен.
Нечетные (теплые) мемы – индивидуалистические, четные (холодные) – коллективистские. цМемы сменяют друг друга через личные и организационные кризисы «я – мы». То, за счет чего происходило развитие, становится через некоторое время главной проблемой, разрушающей организацию. При этом:
- Пропуск этапа развития (перескок) невозможен. Каждый цМем имеет свой характер, но также включает и использует прожитый опыт предыдущих цМемов (этапов развития).
- Развитие может остановиться на любом этапе.
- Регресс может осуществляться целиком или частями системы на одну или несколько ступеней.
Развитие, как личности, так и организации, может остановиться на любом этапе. Регресс может осуществляться целиком или частями системы на одну или несколько ступеней.
Источниками развития или регресса могут быть:
- Внутреннее накопление противоречий (кризис)
- Привнесение извне новых обстоятельств, в т.ч. новым лидером или условиями жизни.
В сознании каждого объекта всегда присутствует несколько цМемов. Они проявляются в определенных сферах деятельности или ситуациях, поэтому никакое сознание не является полностью «одноцветным». Для объектов в устойчивом состоянии на один доминирующий цМем приходится ~50% энергии. Для объектов в стадии кризиса характерны пары индивидуальное – коллективное с примерно равным потенциалом [2].
2. Модели лидерства и технологии управления
Разным этапам развития сознания соответствуют свои характерные модели лидерства и технологии управления как способ лидера добиться желаемого от организации.
Рис. 2. цМемы и соответствующие им технологии управления
В таблице 2 автором сделана попытка сопоставить цМемам наиболее известные технологии управления. Многие из этих технологий имеют свои варианты и сочетают свойства соседних цМемов. Поэтому данную таблицу надо воспринимать скорее как континуум, чем как последовательность дискретных ступенек. Появившись на определенном уровне, технология управления может работать еще на 1-2 последующих, трансформируясь и все более становясь проблемой.
Модель лидерства | Технологии управления | ||||
---|---|---|---|---|---|
Бежевый - культура ВЫЖИВАНИЯ | |||||
Организационного соответствия нет | |||||
Фиолетовый - культура ПРИНАДЛЕЖНОСТИ | |||||
Лидер (старейшина, шаман) служит группе. Власть на основе обычаев. |
|
||||
Красный - культура СИЛЫ | |||||
Лидер (вождь, царь, император) эксплуатирует группу в личных интересах, а группа служит лидеру. Абсолютная власть. |
|
||||
Синий - культура ПРАВИЛ | |||||
Лидер – организатор, проводник порядка. Лидер отказывается от абсолютной власти и также демонстрирует следование правилам.
|
|
||||
Оранжевый - культура УСПЕХА / РЕЗУЛЬТАТА | |||||
Лидер – вдохновитель, ориентирующий на результат и эффективность. |
|
||||
Зеленый - культура СОГЛАСИЯ | |||||
Лидер – объединитель, миротворец. |
|
||||
Желтый - культура СИНТЕЗА / ТВОРЧЕСТВА | |||||
Лидер – инноватор, интегратор, философ. |
|
||||
Бирюзовый - культура ХОЛИЗМА | |||||
Лидер – идеолог саморазвивающейся системы с максимальным доверием к ней. |
|
Одним из постулатов СД является то, что пропуск этапа развития (перескок) невозможен. Каждый цМем имеет свой характер, но также включает и использует прожитый опыт предыдущих цМемов (этапов развития).
3. Культура как фильтр персонала
В ходе поочередного проживания опыта имеет место интересное явление. Движение по цепочке культур работает как своеобразный фильтр персонала, который «готовит» коллектив к работе в следующей культуре и системах управления.
Рис. 3. Культура как фильтр персонала
Так, в фиолетовой культуре можно встретить различные в плане лояльности категории персонала: открыто воюющих, саботажников, сопротивляющихся, исполнительных, лояльных и, наконец, приверженцев. Отсева персонала не происходит кроме случаев изгнания за что-то экстраординарное.
В культуре силы удаляются открыто воюющие. Их индивидуальная воля входит в конфликт с волей руководителя, и проигравший уходит. Хоть бы и недостаточно зубастый руководитель.
Культура правил выявляет и устраняет саботажников и сопротивляющихся. Отработанный порядок (бизнес-процессы) позволяют быстро вычислить тех, кто ему не следует, и принять формализованные решения по «очищению» системы. Остаются те, кто встроился в порядок.
Культура результата отсеивает просто исполнительных. Управленческие технологии вроде «кривой выживания» и иных рейтингов с отсевом неуспевающих запускают внутрикорпоративную конкуренцию. Остаются те, кто умеет работать на результат.
Культура согласия заставляет признавать разнообразие, договариваться и вытесняет открыто эгоистичных. Остаются те, кто умеет работать на результат и сотрудничать.
Становится понятным, почему организации, находящиеся в фиолетовой и красных культурах не готовы применять подходы «надо выслушать каждого, наказывать нельзя, каждому надо найти подходящие для него задачи и т.д.» Использование этих принципов в «неотфильтрованном» коллективе лишает возможности управлять его неконструктивной (нелояльной) частью, одновременно демотивируя и вытесняя конструктивно (лояльно) настроенную часть. Запускается отрицательная селекция – ситуация, когда конструктивность, обязательность и честность становятся уязвимостями, а не сильными сторонами.
Начинается искажение и подмена смыслов, имитация внешних атрибутов и полное игнорирование сути внедряемых технологий управления на фоне разнообразных конфликтов.
4. О целях развития или почему «менеджмент в России не работает»
Наличие определенных этапов, невозможность «перепрыгнуть» сразу в светлое будущее является самым неочевидным для восприятия многими руководителями, искренне желающими построить гуманистическую, красивую, инновационную, адаптивную, или как-то по-иному «правильную» организацию. Руководитель обычно формулирует некое пожелание изменений, предполагающих пропуск 1-2-3 этапов, и даже не подозревая об их существовании. Приведем примеры таких разрушительных установок.
- В «семейной» фиолетовой культуре: «Надоело это болото, устал каждому объяснять очевидные вещи. Надо описать бизнес-процессы, чтобы все работало как часы».
- В красной культуре силы: «Путь все зарабатывают деньги. И бухгалтерия тоже пусть оказывает услуги на сторону. Кто лучше себя покажет – награжу».
- Или: «Давайте развивать сознательность и самоуправление».
- Или: «Офис Microsoft в Японии перешел на четырехдневную рабочую неделю. Производительность сотрудников выросла на 40%, сделаем так же».
- В «бюрократической» синей культуре: «Хватит прикрываться инструкциями, пусть каждый включит мозг, продемонстрирует творческий подход, принесет новые идеи».
Нечто подобное часто происходит во время разработки стратегии. В этот момент на генерального директора и руководящую команду обрушивается масса искушений, подогреваемых недобросовестными «экспертами» и интеграторами, потоком популярно-рекламных статей в СМИ и современной бизнес-литературой:
- сделать «живую» или «бирюзовую» компанию (внедрить «бирюзовые» практики),
- запустить постоянное совершенствование,
- внедрить управление по технологии Objectives and key results (OKR),
- провести Agile-трансформацию и многое другое.
Рис. 4. Прекрасное далеко
В любом случае конечная точка выглядит очень мотивирующей. Под этим прессом руководители нередко демонстрируют склонность описать «прекрасное далеко», объявить его целью развития и разработать прямую последовательность шагов для его достижения.
В дальнейшем эти шаги заканчиваются либо ничем, либо приводят к конфликтам и кризисам внутри организации с откатом к худшему состоянию, чем было до изменений. После этого следуют разочарование и известный вывод «менеджмент в России не работает, у нас свой путь». (Хотя, гораздо правильнее говорить «моя компания не готова, потому, что я как лидер не сделал эту часть своей работы». Но кто так скажет.)
Причина, как мы уже обозначили, состоит в том, что каждая управленческая технология существует в своей (а не в любой) культурной среде. Переход к более высоким культурам напрямую, минуя промежуточные, невозможен. Как следствие, не каждая желанная технология управления достижима за один переход.
5. Трудный «русский» переход
Уровень развития корпоративной культуры очень многих (60-70%) российских организаций – часто красный, иногда фиолетовый, еще реже – синий. То, что работает и описывается сейчас на западе, соответствует оранжевому, зеленому и желтому уровням.
Чтобы устранить это отставание, необходимо пройти 2-4 культурных трансформации. Каждая такая трансформация требует своего типа лидерства, смены корпоративной культуры, технологий управления, обновления стратегических приоритетов.
Рис. 5. "Русский" переход
Непонимание этих обстоятельств совместно с мощным продающим воздействием информационного фона и приводит многих руководителей к ложным ожиданиям и постановке разрушительных целей вида «перепрыгнуть через пропасть неизвестной ширины».
Из этого следует немного обескураживающий вывод. Свобода решений о направлениях развития культуры и управленческих практик сильно ограничена. Единственная реалистичная цель развития – переход в следующую культуру с разработкой и трансляцией нужной идеологии и смыслов; с последовательной демонстрацией ценностей сверху-вниз; со сменой технологии управления и подбором руководителей, соответствующих внедряемой культуре. (Здесь мы говорим именно про качественное развитие организации и ее систем, а не про количественный рост. Видов стратегических целей, разумеется, значительно больше.)
Рис. 6. Разрушительные и реалистичные цели
Бек и Кован [2] подробно описывают условия, необходимые для осуществления культурных переходов, но это не является предметом настоящей статьи.
6. Что делать
Итак, при разработке стратегии в части организационного устройства (культура, структура, целеполагание, технологии мотивации и управления) автор рекомендует среди прочего предпринять осознанные усилия по работе с культурой организации.
- Диагностировать исходное состояние организации с использованием аппарата СД. Для этого достаточно ответить на вопросы «что нас раздражает в нашей культуре?» и «чего в нашей культуре нам не хватает?», сопоставив ответы со спиралью. В реальности культура организации почти всегда неоднородна как это показано ниже на рис. 7.
- Понимая начальную точку и желаемое будущее, необходимо увидеть «ширину» перепрыгиваемой пропасти, т.е. количество предстоящих культурных трансформаций, их характер и смысл. При этом надо понимать, что каждая трансформация займет 2-4 года (при условии целенаправленного воздействия на нее), а принятые ранее решения будут пересматриваться по мере проживания опыта.
- Разработать план ближайшего культурного перехода, в явном виде определяя его цели, и как именно он будет управляться.
- Исходя из результатов пунктов 1-3 определять, какие технологии управления подойдут для решения поставленных задач. При этом следует иметь в виду, что внедрение правильно выбранных технологий управления - это один из действенных инструментов работы с корпоративной культурой.
Рис. 7. Результат диагностики культуры и визуализация цели ее развития
Если этого не делать, то придется вспоминать известные слова П. Друкера, сказанные им в 2005 г. на заседании комитета по развитию Ford Motors: «Культура ест стратегию на завтрак». Игнорирование управления культурой в ходе разработки стратегии – это фактор риска.
В качестве вывода отметим, что СД является ценным инструментом стратегического управления. Применение положений СД при разработке стратегии развития организации и проведении изменений позволяет решать ряд задач:
- Диагностировать текущую корпоративную культуру организации или ее частей как отправную точку изменений.
- Определять диапазон допустимых целей развития организации, ее корпоративной культуры и системы управления. Определять необходимые условия, при которых переход может быть реализован.
- Определять логику организационных изменений в зависимости от конкретной ситуации (в противоположность универсальным рецептам).
- Предотвращать постановку заведомо недостижимых для конкретной организации целей.
- Ориентироваться в потоке известных и новых управленческих технологий, оценивать степень их применимости в конкретной ситуации и сокращать выбор вариантов до приемлемого.
СД зарекомендовала себя как весьма полезный рабочий подход, хорошо понимаемый и принимаемый руководителями.
В завершение отметим, что спиральная динамика – не единственная теория, применимая к управлению стадиями развития организации. Таких теорий немало, они оперируют разными понятиями и по-разному разделяют этапы развития: через смену доминирующих цМемов [2], через роли, осваиваемые организацией [1], через кризисы развития [4], через энтропию и уровни организационного сознания и другие категории. По субъективному мнению автора, спиральная динамика описывает более широкий диапазон состояний и более универсальна, позволяя характеризовать не только культуру организаций, но и вообще любые проявления сознательной деятельности.
Список литературы
- Адизес, Ицхак Кальдерон. Управление жизненным циклом корпораций. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015
- Бек Дон, Кован Кристофер. Спиральная динамика. Управляя лидерством, ценностями и изменениями в XXI веке. – М.: BestBusinessBooks, Открытый Мир, 2010.
- Розин, М. // The Human Resources Times | Журнал о людях в бизнесе. 2018. Март, №33
- Greiner L. E. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. 1972. Jul-Aug. 1988.
Первая версия статьи: Тимофеев Т.В., 2021. Спиральная динамика как инструмент диагностики и постановки целей развития корпоративной культуры организации. Сборник материалов II-ой Всероссийской (национальной) научно-практической конференции 2020 г. "HR-ТЕХНОЛОГИИ: СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ", МГУУ Правительства Москвы, pp: 139-148.