8 принципов управления качеством и несколько вопросов для стратегов
Ниже перечислены 8 принципов управления качеством, на которых основана группа стандартов ISO 9000.
1. Ориентация на покупателя
Организация опирается на своих покупателей и, следовательно, требуется понимание его настоящих и будущих нужд. Организации нужно удовлетворять потребности покупателя лучше, чем конкуренты, и превышать его ожидания.
Информация к размышлению:
- Когда мы последний раз изучали этот вопрос?
- Что мы знаем о наших покупателях?
- Как будут меняться их потребности? (ОСОБЕННО ВАЖНО для промышленных покупателей)
- Что мы продаем: то, что умеем делать, или то, что они хотят?
- Почему с нами кто-то вообще имеет дело? Насколько это устойчиво?
- Когда и как мы сумеем использовать наши наиболее сильные стороны?
- Когда наши стереотипы сделают наш бизнес невозможным?
2. Умение повести персонал за собой
Компании-лидеры устанавливают общую цель и направление развития организации. Они должны поддерживать внутреннюю атмосферу, чтобы служащие были полностью заинтересованы в достижении общих целей.
Информация к размышлению:
- Вообще, персонал знает, что мы хотим?
- Как мы его убедили достигать наши цели?
- Разделяет ли персонал стратегию?
- Знает ли он о ней вообще?
- Есть ли она у нас? Куда мы вообще идем?
3. Участие сотрудников
Cотрудники всех уровней являются основой организации. Только их полное участие поможет организации добиться большого успеха в достижении поставленных целей предприятия.
Информация к размышлению:
- Как мотивированы сотрудники разных уровней улучшать бизнес: рабочие, мастера, младший и средний управляющий персонал, топ-менеджеры?
- Насколько проработаны эти вопросы для каждого уровня?
- Что они могут ожидать от нас за свой вклад?
4. Процессный подход
Желаемый результат может быть получен более эффективно, когда все проекты и используемые ресурсы управляются как процесс, т. е. набор целенаправленных действий с заранее определенным и измеримым результатом.
Информация к размышлению:
- Сформулированы ли у нас цели? Насколько они конкретны, измеримы, достижимы, взаимно увязаны и синхронизированы?
- Знаем ли мы, как мы их достигаем?
- Насколько это знание зависимо от конкретных менеджеров и специалистов?
- Знают ли наши сотрудники, как именно это делать?
- Не делает ли это каждый по-своему?
- Как об этом узнают новые сотрудники?
- Контролируем ли мы хотя бы основные бизнес-процессы? На основе каких правил мы это делаем?
- Как мы измеряем эффективность работы отдельных подразделений?
5. Системный подход к управлению
Организация рассматривается как система, взаимодействующая с окружающей средой.
Информация к размышлению:
- Знаем ли мы, с кем взаимодействуем? Планируем ли мы результаты и управление этим процессом?
- Что влияет на поведение наших контрагентов (покупателей, поставщиков) сейчас?
- Что будет влиять на поведение наших контрагентов через 1-2-3 года?
- Какой конкурент будет наиболее опасным в предстоящем году? За счет чего?
- Как будет разворачиваться конкурентная ситуация дальше?
- Какие преимущества станут ключевыми? Почему?
- Как это надо учесть в дальнейших действиях?
- Что у нас для этого есть: видение?, стратегия?, ресурсы?, система управления?
6. Непрерывное усовершенствование
Усовершенствование бизнес-процессов (способов достижения деловых целей) должно осуществляться постоянно.
Информация к размышлению:
- Что в наших подходах мы изменили к лучшему за последний месяц? Квартал? Год?
- Кто и как этим управлял?
- Как мы относимся к тем, кто предлагает что-то новое?
- Бывает ли такое вообще? Если нет, то почему?
- Конкретно кто, что и когда предложил в последний раз? Насколько это было полезно, насколько внедрено, что получил инициатор?
- Мы вообще планируем развиваться?
- А знаете ли Вы, о чем думал Совет народных комиссаров СССР 27 ноября 1942 г.? Посмотрите здесь!
7. Информационный подход к принятию решения
Эффективное принятие решения основано на анализе всей имеющейся информации.
Информация к размышлению:
- Что мы анализируем, если надо принимать стратегические решения? Кто это определил? Как это делается?
- Если от нас уйдет четверь/треть/половина персонала, то какую часть навыков потеряет организация?
- А что могут приобрести при этом конкуренты?
- Документирует ли кто-нибудь опыт? Как и в какой форме? Собирается ли статистика по тому, что делает организация?
- Есть ли у нас информация для оценки времени/затрат/рисков на следующий проект/изделие?
- Сколько мы можем потерять из-за ее отсутствия?
8. Взаимовыгодные отношения поставщиков с организацией
Взаимовыгодные отношения между организацией и поставщиками улучшают их возможности для создания общих ценностей.
Информация к размышлению:
- Мы задумывались о программе совместных действий с поставщиками?
- Соотносили ли мы хоть раз потребности наших покупателей и цели наших поставщиков?
- Думали ли мы, как перераспределить операции вдоль производственной цепочки для удешевления/большей прибыльности бизнеса/конечного продукта?
Компания ABS Group желает Вам удачи в совершенствовании Вашего бизнеса!