Бизнес-план инвестиционного проекта

Бизнес-план инвестиционного проекта – это документ, который описывает все наиболее существенные аспекты будущего проекта с учетом поставленных перед этим документом задач.

Объектом такого бизнес-плана является инвестиционный проект. Предметом могут стать: оценка идеи, анализ прибыльности, обоснование возможности получения внешнего финансирования, поиск партнеров и т. д.

В соответствии с постановкой задач к бизнес-плану могут предъявляться весьма различные требования по структуре, наполнению и даже речи.

Так, в одном из бизнес-планов (было известно, что его будет читать достаточно известный бизнесмен) специалисты ABS Group использовали слова, образы и речевые обороты, используемые этим человеком. Для этого были собраны его публичные выступления, выделены повторяющиеся идеи и  устойчивые речевые предпочтения, составлен психологический портрет. Текст документа строился с учетом этой информации и писался уже «его языком».

Процесс бизнес-планирования может включать или не включать различные этапы проектного анализа: исследования рынков, выработку базовой и функциональных стратегий, оценку затрат и т. д.

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта может выглядеть следующим образом.

 

1. Резюме проекта (0,75 стр.)

Составные части:

  1. Цель проекта.
  2. Продукция (услуги) проекта.
  3. Временные рамки проекта.
  4. Краткая финансовая характеристика проекта.

 

2. Продукция проекта (Существо проекта, Описание проекта)

Общий смысл: описание идеи и предметной области проекта.

 

  1. Генеральная цель и существо проекта.
  2. Система целей и планируемый состав результатов.
  3. Описание проектных продуктов.
  4. Наличие (необходимость получения) разрешений и лицензий.
  5. Социальный эффект проекта (новые рабочие места, улучшение условий жизни и т. д.).
  6. Экологический эффект проекта (если есть).

 

3. Анализ отрасли (Анализ деловой практики)

Общий смысл: описание практики и опыта (по-возможности, также зарубежного) в выполнении подобных дел. (Как это вообще можно делать, и как соотносится со всем этим подход, выбранный в проекте.) Позволяет выявить возможные альтернативы (технологические, технические, организационные и др.), провести их анализ, оценить реалистичность последующих расчетов.

 

  1. Определение отрасли.
  2. Состояние и стадия жизненного цикла отрасли. Деловая активность в отрасли.
  3. Новации, изменения и тенденции в отрасли.
  4. Традиционные и новые типы организации (форматы) бизнеса в отрасли, их преимущества и недостатки. Факторы, влияющие на выбор формата бизнеса.
  5. Ключевые вопросы, которые необходимо решать при создании бизнеса.
  6. Отраслевые технико-экономические пропорции и показатели.
  7. Идея проекта в контексте развития отрасли.
  8. Анализ альтернатив реализации замысла и выбор одной из них.

 

4. Анализ рынка

Общий смысл: исследование окружения, из которого будут приходить деньги в обмен на продукцию проекта.

 

  1. Описание целевых потребителей.
  2. Анализ целевого сегмента/
  3. Информация о конкурентах (продукция, ценообразование, продвижение, распространение). Их сильные и слабые стороны, наиболее удачные маркетинговые решения.
  4. Прогноз объема продаж в натуральном выражении и его обоснование.

 

5. План маркетинга

Общий смысл: разработка способов получения средств из внешней среды.

 

  1. SWOT-анализ и стратегия проекта.
  2. Ценообразование (для каждого проектного продукта)
  3. Продвижение продукции.
  4. Распространение продукции.

 

6. Производственный план

Общий смысл: определить и оценить в натуральном и денежном выражении действия по созданию бизнеса и процессы его функционирования.

 

  1. Обоснование месторасположения.
  2. Технические и строительные решения.
  3. Потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.
  4. Производственный процесс. Перечень всех основных операций по производству, складированию (хранению) и доставке.
  5. Состав и спецификация необходимого оборудования. Возможность лизинга.
  6. Производственная кооперация и работа с подрядчиками.
  7. Список всех видов сырья и материалов, названия фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены.
  8. План поставок (описание пред­мета поставок, график поставок, оценка стои­мос­ти поставок).
  9. План производства в натуральном выражении.  Возможности наращивания (сокращения) объемов выпуска.
  10. Методы контроля качества.
  11. Перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности и их заработной платы.
  12. Накладные расходы.
  13. Оценка себестоимости продукции.
  14. Экологическая и производственная безопасность.


7. Организационный план

Общий смысл: определить организационные и юридические подходы к созданию и функционированию бизнеса и взаимодействию участников.

 

  1. Участники проекта (иногда этот пункт оформляется в виде отдельного раздела бизнес-плана)
  2. Система мотивации участников (баланс интересов)
  3. Предполагаемая схема взаимодействия участников. Данные о ключевых управляющих фигурах в проекте.
  4. Организационная структура и система управления проектом.
  5. Структура работ и календарный план-график реализации проекта.
  6. План по персоналу.

 

8. Финансовый план

Общий смысл: построение денежных потоков проекта, оценка его эффективности, расчет схем финансирования.

 

  1. Описание допущений и предположений (налоги, пошлины, льготы, темп инфляции, размер рабочего капитала, финансирование, режим оплаты сырья и продукции, метод амортизации и т. д.).
  2. Прогнозный отчет о движении денежных средств.
  3. Прогнозный отчет о прибылях и убытках.
  4. Прогнозный баланс.
  5. Оценка финансового состояния предприятия-проектоустроителя.
  6. Обоснование выбора (расчет) нормы дисконтирования.
  7. Расчет показателей эффективности проекта.
  8. Разработка схем финансирования (виды, объемы, источники и условия получения) и обслуживания проектных обязательств (выплата процентов, дивидендов, лизинговые платежи и т. д.).

 

9. Анализ рисков проекта

Общий смысл: исследовать, что может пойти вразрез с планами, какой ущерб это может причинить и что надо делать для предотвращения и минимизации рисков.

 

  1. Причинно-следственный анализ рисков (возможные неблагоприятные события, источники и факторы влияния, возможные антирисковые мероприятия).
  2. Анализ чувствительности проекта (графики, выводы и рекомендации).
  3. Сценарный анализ проекта.
  4. Обеспечение и гарантии кредиторам и инвесторам.

 

10. Приложения

Регистрационные, технические и иные документы, отчеты, свидетельства, патенты, расчетные таблицы, калькуляции, схемы, чертежи, другие графические материалы и т.д.

 

 

...к бизнес-планированию arred

 


 

Для принятия решений:

Опыт ABS Group в области бизнес-планирования

Политика ABS Group при разработке бизнес-планов

 

Для сведения:

Мы с удовольствием ответим на ваши вопросы.

 

(916) 016 4 777