Инструмент: управление методом «ходьбы в народ», 7 принципов Тома Питерса и меры предосторожности
(этот подход также называют Управление посредством обхода рабочих мест, Мобильный стиль управления, Контактное управление, Управление через присутствие, в оригинале Managing by Wandering Around, MBWA)
Управление методом «ходьбы в народ» было придумано в 70-х годах менеджерами Hewlett-Packard. Активное распространение метод получил после выхода в свет книги Т. Питерса и Р. Уотермена «В поисках совершенства».
Главная идея состоит в том, что менеджмент высшего и среднего звена должен тратить от 10 до 50% своего рабочего времени на обход предприятия и беседы с сотрудниками всех уровней.
Это позволяет:
- своевременно выявлять проблемы бизнеса
- получать объективную картину того, что действительно происходит на предприятии
- получить новые идеи
- повысить мотивацию сотрудников всех уровней
- существенно улучшить имидж руководства в глазах сотрудников
- в целом повысить производительность управленческой деятельности.
Главная проблема повышения производительности управленческой деятельности во многих компаниях заключается в том, что руководители не знают подробностей работы отделов, не контактируют со своими подчиненными и клиентами. Как сказал Эдвардс Деминг, американец, который познакомил японцев с идеей управления качеством: «Если вы ждете, когда к вам придут люди, вы узнаете только о мелких проблемах. Вы должны пойти и выявить их сами. Серьезные проблемы находятся, прежде всего, там, где люди о них и не подозревают».
Семь принципов управления методом «ходьбы» (Том Питерс)
- Объявите, что 50% своего времени вы тратите на обход организации и что ваши коллеги должны действовать подобным образом (если вы и они действительно намерены заниматься этим).
- Настаивайте на проведении совещаний в любом кабинете/комнате, но только не в своем.
- Оценивайте руководителей частично – и непосредственно – на основании того, что говорят их подчиненные об эффективности и частоте контактов с ними.
- Избавьтесь от начальника, который не знает имен и фамилий всех своих подчиненных.
- Проводите совещания и обзоры на месте.
- Наугад заглядывайте в кабинеты и интересуйтесь у их обитателей, почему они сидят на месте.
- Если вы руководите производством или НИОКР, позаботьтесь о том, чтобы у вас был второй кабинет непосредственно на месте производства.
Меры предосторожности
(по: Том Питерс, Джим Краузе)
Концепция управления «ходьбой» ни в коем случае не предполагает «просто прогулку по предприятию». Скажем сразу: «просто гуляя» можно испортить многое, если не учитывать ряд обстоятельств.
Вот несколько важных условий «безвредной ходьбы».
- Никогда не появляйтесь перед людьми напряженным. Люди тоже напрягутся.
- Приносите хорошие новости.
- Ходите всегда сами и в одиночку. Говорите с людьми один на один.
- Будьте открытым и отзывчивым к вопросам и высказанному беспокойству.
- Если Вы не можете сразу ответить на заданные вопросы, обязательно вернитесь к этим сотрудникам с ответами не позднее, чем через 48 часов.
- Наблюдайте, слушайте, и пусть все видят, что Вы это делаете.
- Обеспечьте, чтобы Ваши визиты были спонтанными и незапланированными.
- Распределите свое время равномерно по всей организации.
- Застаньте Ваших сотрудников делающими «что-то правильное» и публично похвалите их.
- Говорите с людьми о том, что их интересует – о семьях, хобби, отдыхе или спорте.
- Спрашивайте советов о том, как улучшить продукцию или услуги, рационализировать процессы и т. д.
- Обеспечивайте себе имидж учителя, а не инспектора.
- Не критикуйте работника, если видите, что что-то идет не так. Через некоторое время обсудите с соответствующим руководителем, что следует изменить.
- Поощряйте Ваших сотрудников объяснять и показывать Вам, как реально выполняется работа.
- Попробуйте сделать несколько операций сами. Вам не нужно становиться в этом экспертом, у Вас своя работа. Вам надо только понять.
- Не дискредитируйте и не подрывайте власть менеджеров среднего и нижнего звена. Возможна ситуация, когда кто-то захочет «обойти» непосредственное начальство и воспользоваться Вашим присутствием для жалоб. Предложите такому сотруднику сначала обсудить это с непосредственным руководством. Если Вы решите, что все-таки следует поговорить и с непосредственным руководителем, делайте это так, чтобы об этом не узнали.
- Концепция управления «ходьбой» ни в коем случае не предполагает «микроменеджмента» - постоянной мелкой опеки работников, когда высшее руководство говорит буквально каждому, что и как делать. (И каждый ждет, когда же руководство пойдет дальше, а он сможет спокойно работать. Или не работать…)