Проект строительства контейнерного терминала и создания дополнительных бизнесов

 

Клиент

Компания, задачей которой является строительство одного из терминалов грузового морского порта на юге России.
В течение ряда лет Компания ведет целенаправленную и упорную работу по созданию терминала. Проведены инженерные и экологические исследования, разработано ТЭО, получены все необходимые разрешения и согласования.

Ведутся строительные работы.

Часть строительных работ решено финансировать за счет федерального бюджета (порт фигурирует в двух Федеральных целевых программах). Финансирование другой части организует сама Компания.

 

Проблема / постановка задачи

Как известно, технико-экономическое обоснование проекта – это довольно объемный документ, состоящий из нескольких томов. В них рассматриваются экологические, строительные, инженерные и многие другие вопросы. Экономическая часть представлена, как правило, единственным сценарием, который устаревает еще задолго до начала фактического строительства.

Происходит это потому, что в проектные решения вносится множество изменений.

Также, помимо собственно строительства терминала, предполагалось создание трех сопутствующих бизнесов, которые базировались в порту.

Как результат, Компании потребовался расчетный инструмент, который позволял бы анализировать финансовые последствия тех или иных решений.

Кроме того, стояла задача обоснования финансовой эффективности проекта для привлечения финансирования.

 

Выполненные работы

Консультационное содействие Компании в части финансового анализа инвестиций и обоснования финансирования реализовалось в пяти консультационных проектах в течение четырех лет. За это время были решены следующие задачи:

1. Выявлен состав предположений в части всех четырех проектов. Это заставило клиента принять много решений, о которых он «не задумывался».

2. Разработана финансовая модель проекта, которая:

  • учитывала предположения по всем четырем проектам;
  • позволяла вносить в них временные и количественные изменения;
  • позволяла анализировать проект при различных технико-экономических сценариях;
  • позволяла анализировать эффективность проекта при различных сочетаниях дополнительных бизнесов, а также эти бизнесы по отдельности.

Расчеты проведены в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденными  Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477.

3. С помощью модели:

  • проведена оценка эффективности проекта;
  • проведен анализ рисков проекта, как по основному проекту, так и по комплексу проектов;

См. пример: анализ сценариев проекта строительства терминала (нажмите, чтобы увеличить):

NPVport-b2

См. пример: анализ сценариев комплексного проекта, включающего дополнительные бизнесы (нажмите, чтобы увеличить):

NPVport-comp-b2

  • проведен анализ восьми альтернативных схем финансирования основного проекта и еще нескольких схем для дополнительных проектов;
  • после численного анализа всех возможных вариантов было определено, что один из предполагаемых дополнительных бизнесов не окупался ни при каких схемах с внешним финансированием.

4. Разработан ряд формальных документов для получения финансирования.

5. В рамках сопровождения консультант ABS Group проводил работу со специалистами двух банков в части обоснования состава предположений.

 

Основные результаты

1. Компания получила расчетный инструмент, позволяющий анализировать финансовые последствия принимаемых решений: изменения сроков, замены оборудования, переход на иные формы расчета с поставщиками, использования различных форм финансирования в различных сочетаниях и т. д.

2. Было определено, что по сравнению с отдельным проектом строительства контейнерного терминала связанное осуществление всей группы проектов позволяет существенно сократить срок окупаемости (с 13 до 9 лет) и улучшить показатели рентабельности.

3. Был опровергнут ряд предубеждений о выгодности некоторых схем финансирования применительно к проектным условиям.

4. Компания получила обосновательные документы, позволяющие вести аргументированные переговоры о получении финансирования.

5. Было определено, что часть схем финансирования, которые предлагались банками в ходе переговоров, были по существу кабальными и могли в дальнейшем привести к потере порта как актива.

 

...к портфолио ABS Group arred