Организационная диагностика системы управления маргаринового завода

 

Клиент

Региональный Маргариновый завод, созданный в начале семидесятых годов. Завод снабжает масложировой продукцией полумиллионный город и ближайшие районы.

Выпускаются маргарины различных марок и фасовок, майонезы, горчицы. Производится рафинированное и нерафинированное подсолнечное масло.

 

Проблема / постановка задачи

Завод столкнулся с рядом проблем, которые, с одной стороны, начали тормозить его развитие, а с другой – создавать угрозы стратегического характера.
Система управления, сформированная в советское время, подвергалась традиционным «постепенным» изменениям. В разное время в структуре Завода появились финансовая служба, отдел сбыта, служба маркетинга. Были введены должности соответствующих заместителей Генерального директора. При этом все положения и должностные инструкции разрабатывались в разное время, разными людьми, никогда между собой не согласовывались и далеко не всегда утверждались в официальном порядке.

Все это привело к постоянным конфликтам в среде высшего менеджмента, запутанности управления и в то же время в его неэффективности. Далеко не все приказы Генерального директора выполнялись. В оргструктуре предприятия возникли «островки независимости» - отделы и должности, от которых было весьма затруднительно потребовать результативной работы.

Поскольку Завод создавался в начале семидесятых, а никакая систематическая работа по развитию кадрового потенциала не велась, руководство вдруг осознало, что «через 5 лет 60% персонала достигнут пенсионного возраста», и Завод встанет только по одной этой причине.

Были и другие проблемы.

Генеральный директор Завода поставил задачу выявить причины сложившейся ситуации, определить пути реструктуризации системы управления Завода, обозначить направления активизации развития предприятия.

 

Выполненные работы

Логика проектных исследований представлена на рисунке.

mz-logic-b2

В ходе проекта были проведены следующие работы:

1. Разработка методологии исследования. Для этого:

  • Изучена специфика деятельности Завода: проведен предварительный сбор информации о масложировой отрасли и положении Завода рынке.
  • Проведено предварительное изучение внутренней среды Завода.
  • Систематизированы приоритеты владельцев и руководства.
  • Определен состав требований, предъявляемых спецификой ситуации к системе управления Компании.
  • Ориентировочно-поисковая диагностика, в ходе которой проводились интервью с высшим и средним управленчеким персоналом Компании. Результатом этапа явился предварительный перечень проблем, имеющих место в системе управления Компании, и служащий для разработки гипотез дальнейшего исследования.

2. Диагностика системы управления Завода.

  • Опрос всего среднего управленческого персонала Компании. В результате проведения этапа была изучена организационно-управленческая среда Компании и собран материал (статистика, результаты глубинных интервью), позволяющий разработать полный перечень проблем.
  • Изучение действующей регламентной базы Завода на предмет несоответствий, дублирования функций, перекрытия сфер ответственности, неясной / двойной подотчетности и иных предпосылок управленческих проблем.

3. Обработка результатов исследования

  • Статистический анализ результатов опроса персонала, фильтрация неоткровенных ответов.

См. примеры: проблемы, связанные с регламентацией деятельности;

formreg-b2

проблемы, связанные с коммуникациями и информационным обменом.  

comm-b2

Всего был проведен анализ 12 таких «объектов».

  • Формулирование проблем и их группировки по подсистемам (объектам) управления.
  • Установление причинно-следственных связей выявленных проблем.

problem-cld-b2

  • Выявление основных очагов конфликтов на Заводе и выявление их причин.
  • Комплексное представление существующей системы управления.

msasis-b2

  • Выявление рисков, которым подвергается Завод вследствие сложившейся практики управления.
  • Выявление областей в системе управления, воздействие на которые даст системный результат, устраняя причины проблемных цепочек.

4. Разработка концепции Программы активизации развития Завода.

  • Определение состава проектов развития.
  • Увязка проектов в программу активизации развития Завода.

 

Длительность выполнения работ составила 3 месяца.

 

Основные результаты

1. Исследован ряд важнейших характеристик системы управления. Выявлено 45 проблем управления в 12 функциональных сферах Завода. Выявленные проблемы сгруппированы в причинно-следственные цепочки, выявлены «корневые» причины, разработан план мероприятий по преодолению проблем.

2. Создана комплексная картина существующей системы управления. Стало очевидно, что Завод является не «кораблем», а «эскадрой лодок», пока что плывущих вместе, но местами преследующих свои интересы.

3. Выявлены подразделения, вокруг которых группируются конфликты.

4. Стало ясно, что несогласованность регламентной базы (в частности, положений о Заместителях Генерального директора) неизбежно «программирует» конфликт заместителей в части доступа к финансово-экономической информации Завода и сферы полномочий.

5. Произошло хотя и болезненное, но весьма полезное прозрение руководства. Генеральный директор получил объективный взгляд со стороны на созданную им систему управления. Хотя ему было весьма непросто принять эту информацию, консультанты почувствовали его чисто человеческую благодарность. В конце концов, мы знаем, что Генеральные директора – это весьма одинокие люди.

6. Руководство Завода получило ясное понимание, что предстоит делать для нормализации ситуация и переламывания сложившихся негативных тенденций (см. здесь).

...к портфолио ABS Group arred